Живая вода

№41 (1245) от 19 октября 2021 г.

Вологжанка Галина Парадовская предпочла народную песню кантатам Баха и мадригалам Лассо. 

Художественный руководитель фольклорного ансамбля ВоГУ, кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры РФ Галина Парадовская рассказала «Премьеру» о том, что общего у Вологодского университета со знаменитой Гнесинкой, кто такие этномузыкологи и зачем современным горожанам фольклор.

В октябре этого года исполняется 40 лет со дня основания фольклорного ансамбля ВоГУ. В 1981 году на базе музыкально-педагогического факультета Вологодского государственного педагогического института появилось научно-студенческое объединение (НСО) по изучению и пропаганде фольклора, из которого впоследствии вырос ансамбль. Студенты разных направлений, но прежде всего музыканты, задались целью изучить и освоить подлинное народно-песенное искусство Вологодского края.

Фольклорный ансамбль выступает в малом зале Петербургской консерватории имени Николая Римского-Корсакова. | Фото Алины Махлиной

Первые

На тот момент фольклорный ансамбль вуза был первым подобным коллективом на Вологодчине и одним из первых в России.
Первая научная экспедиция студенческого объединения состоялась летом: вологодские ребята поехали в Усть-Кубинский район, к тому времени практически не изученный фольклористами.

«Мы привезли песни и рассказы о жизни деревни. И нам как музыкантам было интересно это спеть и воплотить на сцене. Так появился фольк-лорный ансамбль. Буквально в июне мы съездили  в экспедицию, а уже в октябре начали петь и выступать на концертах», – рассказывает профессор кафедры музыкального искусства и образования Института культуры и туризма ВоГУ Галина Парадовская.

Преподаватель стала инициатором создания фольклорного объединения в пединституте, хотя по своей основной специальности была дирижером-руководителем хора. Интерес к народной культуре у нее зародился еще во время учебы в Ленинградской консерватории. Там студентке посчастливилось попасть в фольклорный ансамбль, которым руководил выдающийся ученый-фольклорист Анатолий Мехнецов. Будучи участницей ансамбля, ездила в научную экспедицию в Вологодскую область, куда впоследствии приехала работать по распределению.

На первых порах молодой специалист организовала в вузе хор студентов и преподавателей. Коллектив пел западноевропейскую музыку: мессы, фрагменты кантат. Одновременно создавался и фольклорный ансамбль.

«А дальше пришлось выбирать. Что важнее на Вологодчине, богатой своими традициями: петь гениальных Баха и Орландо ди Лассо или свои народные песни? Я понимала, что есть другие преподаватели, которые возьмут на себя направление западной и русской хоровой музыки, для себя же выбрала традиционную народную культуру, о чем не жалею. Наши выпускники и нынешние преподаватели тоже не жалеют, что пошли в сторону народной песенной культуры. Изучая фольклор, мы приобретали не только знания. Народная песня научила нас жить», – рассуждает Галина Петровна.

По словам преподавателя, русский народ умел совмещать труд телесный и духовный. И это позволяло ему крепко стоять на ногах, жить в ладу с собой и природой.

«Деревня – это большая общинная семья, где живут по единым законам: идут в поле на сенокос все вместе, а дорогой поют песни. Например, когда шли в августе убирать урожай, пели специальные жнивные песни. В поле обязательно брали с собой гармониста. Когда сенокосили или жали, особо не разгуляешься. Но только выдавалась минутка отдыха, гармонист садился играть: тут и песни поют, а то и пляшут. Так и совмещали труд физический и духовный», – объясняет руководитель коллектива.

Вологодский иностранный

За 40 лет участники фольклорного ансамбля ВоГУ совершили более 100 экспедиций в районы Вологодчины и соседних областей, поскольку вологодские традиции живут и за пределами административных границ региона (ведь они неоднократно менялись). Первые годы существования коллектива студенты выезжали до трех раз в год. В деревнях записывали носителей традиций, преимущественно людей пожилого возраста, тех, кто еще застал времена, когда народную песню можно было услышать в обычной жизни, а не на сцене или в записи. Таких исполнителей с каждым годом становится всё меньше.

Но их голоса удалось сохранить. Многочисленные экспедиции позволили накопить обширную базу аудио- и видеозаписей песен, инструментальных и хореографических традиций. А дальше начинается кропотливая и сложная работа по освоению этого фольклорного наследия.

Фольклорный ансамбль ВоГУ объездил пол-России: Москва, Петербург, Новгород, Сыктывкар, Калуга, Свердловск и другие города. В 1989 году выступление вологодского фольклорного ансамбля открывало концертный сезон Московской филармонии. Коллектив принимал участие в международных фестивалях в Германии в рамках фестиваля «Русский Север», Литве. Ансамбль является лауреатом всероссийских и международных конкурсов и фестивалей.

«Чтобы песню освоить, нужно сначала расшифровать ее текст, перевести на ноты напев. И каждый участник должен это сделать сам, потому что когда работаешь с текстом песни, ты погружаешься в него, глубоко проникаешь в песню, – отмечает Галина Парадовская. – Не стоит забывать, что мы имеем дело с вологодским диалектом, и наша задача песню петь в той форме, в какой она жила на нашей территории. На Вологодчине особый мягкий говор – это преобладание гласной «о», мягкость «т», «ч», «ц». Например, пели «заплетáйсё, плетень, заплетáйсё». Для современного же человека вологодский диа-лект звучит как иностранный язык».

Научную работу по изучению вологодского говора ведут филологи ВоГУ. Они выпускают целые словари диалектных слов районов Вологодчины. По ним, а также по текстам разных жанров участники фольк-лорного ансамбля ВоГУ осваивают «вологодскую речь». Студенты учат колыбельные, потешки, пестушки и сказки. Так, на всю Россию прославилась вологжанка Екатерина Куваева, исполнившая никольский вариант сказки «Морозко».

Продолжатели традиций

Состав фольклорного ан-самбля ВоГУ неоднократно менялся. Первые его участники впоследствии создали свои творческие объединения, такие, как Школа традиционной народной культуры в Вологде, студии «Матица» и «Основа» в Череповце,  мужской фольклорный коллектив «Вагане» в Верховажье, фольклорная студия «Терем» в Москве.

В 1997 году на музыкально-педагогическом факультете вуза появляется учебная образовательная программа, включающая специализацию по музыкальному фольклору, и фольклорный ансамбль получает статус учебного коллектива. Сейчас студентов учат в рамках направления «Музыко-знание и музыкально-прикладное искусство», профиля «Этномузыкология». «Это направление позволяет готовить специалистов широкого профиля: руководителей фольклорных ансамблей и преподавателей по фольклору, творческих и научных работников», – говорит Галина Парадовская.
Студентов на это направление набирают совсем немного, в результате каждый выпускник оказывается на вес золота. ВоГУ – единственный среди университетов, где можно выучиться на этномузыколога.

В России подобные отделения открыты только в профильных музыкальных вузах: консерваториях и академиях Москвы, Петербурга, Петрозаводска, Казани, Воронежа.

Основу вологодского фольк-лорного ансамбля на сегодняшний день составляют студенты-этномузыкологи. Они продолжают дело своих предшественников и занимаются просветительской работой, продвижением фольклорного наследия в среду молодежи. Ежегодно коллектив дает бесплатные концерты с познавательными лекциями о народной культуре в концертном зале Института культуры и туризма ВоГУ на проспекте Победы, 71. Этой традиции уже много лет.

«Фольклорные ансамбли начали появляться в первую очередь в городах. Это сегодня они организуются и в сельской местности, а вначале это было движение городской молодежи. Именно в городе почувствовалась нехватка подлинной народной культуры. Люди поняли, что нельзя жить оторванно от своих корней. Постепенно песни возвращаются в нашу жизнь. Ведь когда мы поем народные песни, хочется и жить, и строить, потому что в песне правда и сила, идущая от истоков. Народная песня – это живая вода. Мы без нее жить не можем», – считает Галина Парадовская.

 

15
0
Похожие статьи
  • 12 августа' 21 | СтоЛица

    «Ты только подумал, а она уже у тебя сыграла»: как потомственный фольклорист из Санкт-Петербурга не дает умереть народному искусству в вологодской глубинке.

    48
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.