Юлия Лаврова

e-mail: nasta71@yandex.ru

Жёсткая посадка

№18 (1119) от 7 мая 2019 г.

Sukhoi Superjet-100 — российский ближнемагистральный пассажирский самолет, предназначен для перевозки 98 пассажиров на дальность до 3000 или 4600 км. Разработан компанией «Гражданские самолеты Сухого» при участии ряда иностранных компаний. Это первый пассажирский самолет, разработанный в России после распада СССР. Первая официальная презентация опытного образца состоялась 26 сентября 2007 года в Комсомольске-на-Амуре. 19 апреля 2011 года первый серийный Sukhoi SuperJet-100 № 95007 был передан в эксплуатацию армянской авиакомпании Armavia. На фото: сгоревший в Шереметьеве Sukhoi Superjet-100. | Кадр НТВ

Вологжане стали свидетелями авиакатастрофы, произошедшей 5 мая в Шереметьеве.

«Я сидел в трехстах метрах от места катастрофы в другом самолете, — рассказал «Премьеру» депутат Вологодской городской думы Михаил Ноздрачёв. — Все пассажиры нашего самолета и все аэропортовые служащие на земле сразу достали мобильные телефоны и стали снимать всё, что произошло».

Катастрофа

Самолет авиакомпании «Аэрофлот» Sukhoi Superjet-100 вылетел 5 мая в 18.00 из аэропорта Шереметьево в Мурманск. На борту находились 78 человек: 5 членов экипажа и 73 пассажира. В воздухе самолет пробыл полчаса, после чего пилот принял решение вернуться в Шереметьево.

Около 18.30, когда Sukhoi Superjet начал посадку, в хвостовой части возник пожар. Через 6 минут началась эвакуация пассажиров через входы в передней части машины. В итоге на момент выхода этого номера 41 человек сгорели и задохнулись, в том числе один член экипажа — бортпроводник Максим Моисеев, который помогал спасать людей.

В авиакатастрофе в Шереметьеве выжили 37 человек.

О том, что творилось в это время в салоне горящего самолета, рассказывают сами участники событий. Командир экипажа Денис Евдокимов говорит, что в самолет ударила молния, после чего выключилась радиосвязь и начались сбои в работе оборудования. Его слова цитирует издание «КП»:

«Из-за молнии у нас произошла потеря радиосвязи и переход самолета в минимальный режим — режим прямого управления. И не через компьютер, как обычно, а напрямую. Аварийный режим управления. Скорости было достаточно, к полосе подходил с уменьшением вертикальной, согласно процедуре. Возгорание случилось после приземления. Яркая вспышка, хлопок. Пожар после посадки, я так понимаю, из-за приземления. Причина, наверное, в этом. Баки полные. После полной остановки мы объявили аварийную эвакуацию. И сначала второй пилот вышел из кабины, потом я. Сразу я на улицу не смотрел — есть пожарные, нет. Машина пожарных уже была. Пожар у нас начался после посадки. То есть в воздухе у нас не было пожара».

Стюардесса Татьяна Касткина рассказала интернет-изданию Baza: «Когда самолет остановился, эвакуация началась сразу же. Был виден пожар. Все орали, что мы горим. Но внутри самолета пламени не было. Это уже потом пассажиры рассказали, что от жара плавились иллюминаторы. Я уже никого не видела... Я выталкивала ногой дверь и толкала пассажиров, чтобы они не задерживались на эвакуации. Прямо каждого за воротник».

По факту трагедии Следственный комитет возбудил уголовное дело по части 3 статьи 263 УК «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц». В качестве версий следователи рассматривают неблагоприятные метеоусловия, неисправность воздушного судна и недостаточную квалификацию пилотов, диспетчеров и техников, проводивших осмотр борта. В Мурманской области в связи с трагедией объявлен трехдневный траур.

 

Три самолета Sukhoi Superjet-100 прибыли в Череповецкий аэропорт в 2018 году. | Фото из «Твиттера»

«Все достали телефоны»

По стечению обстоятельств в трехстах метрах от места катастрофы оказался депутат Вологодской городской думы Михаил Ноздрачёв, который сидел в другом самолете и готовился вылететь из Шереметьева в 18.45.

«Самолет горел в воздухе, я это видел, а на полосах остались длинные черные шлейфы, — рассказал «Премьеру» Михаил Ноздрачёв. — Страх? Нет. Никакого страха у меня не было. Было ощущение, что я смотрю фильм про авиакатастрофу, и всё это меня не касается. Словно всё происходит не за стеклом иллюминатора, а за стеклом телевизора. Паники в салоне нашего самолета не было. Все взяли телефоны и как один начали снимать происходящее. Мы видели спасательную операцию. Там всё было быстро и четко: люди выбегали из горящего самолета, приехали пожарные, «скорые».

Рейс, на котором улетал из Шереметьева Михаил Ноздрачёв, был задержан.

«Все рейсы были задержаны, одна полоса закрыта, — говорит Михаил Ноздрачёв. — Мы просидели полтора часа. Честно говоря, думал, задержимся дольше. Потом аэропорт Шереметьево уже работал в обычном режиме».

Наши полетели

На сегодняшний день всего выпущено 154 самолета Sukhoi Superjet-100. В России эти самолеты эксплуатируют авиакомпании «Аэрофлот», «Якутия», «Ямал», «Ред Вингс», «Газпромавиа», «МЧС России», «Азимут», «ИрАэро», S7 Airlines, «Северсталь». В 2019 году на покупку этих самолетов предварительные соглашения заключили авиакомпании «Алроса» и «РусЛайн». За рубежом наши самолеты используют авиакомпании Мексики, Замбии, Камбоджи, Арабских Эмиратов. А вот Армения и Ирландия отказались от российских самолетов. Как заявили в феврале этого года в ирландской авиакомпании CityJet, отказ связан с частым ремонтом самолета.

На момент подготовки этого номера Росавиация не сообщала о запрете полетов Sukhoi Superjet-100. «Работает комиссия. Любые выводы о целесообразности введения запрета на полеты SSJ преждевременны», — заявили в ведомстве.

Глава Минтранса Евгений Дитрих тоже заявил, что ведомство не видит оснований для приостановки полетов Sukhoi Superjet-100.

Напомним, что в Вологодской области базируются три таких самолета. В 2017 году авиакомпания «Северсталь» заключила соглашения о поставке в Череповец шести бортов общей стоимостью 11 миллиардов рублей. Три самолета прибыли в Череповецкий аэропорт в 2018 году и сегодня летают в Калининград, Сочи, Батуми. Еще три самолета должны появиться в авиапарке в этом году.

Как пояснил «Премьеру» директор по организации перевозок авиакомпании «Северсталь» Эдуард Соловьёв, полеты на этих самолетах продолжаются.

«Новые надежные самолеты, — говорит Эдуард Соловьёв. — Мы не намерены останавливать полеты, на это не поступало никаких указаний».

Добавим, что 8 февраля этого года на Градостроительном совете правительство Вологодской области заявило о начале предпроектных работ по реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта в Вологде под прием самолетов Sukhoi Superjet-100.

«Самолеты Як-40 Вологодского авиапредприятия должны быть выведены из эксплуатации в ближайшие годы, — пояснил губернатор Вологодской области Олег Кувшинников. — Поэтому сегодня мы принимаем решение о реконструкции взлетно-посадочной полосы под прием современного самолета Sukhoi Superjet-100. Если мы подготовим полосу и получим статус межрегионального аэропортового комплекса, то начнем работу по обновлению авиапарка по лизинговым схемам».

Под этот самолет идет реконструкция взлетно-посадочной полосы и в аэропорту Великого Устюга.

Аварии и катастрофы с участием Sukhoi Superjet-100

9 мая 2012 года. Sukhoi Superjet-100 выполнял показательный полет над Индонезией. Через 25 минут после вылета из Джакарты самолет врезался в скалу. Погибли все находившиеся на его борту 45 человек — 37 пассажиров и 8 членов экипажа.

 

21 июля 2013 года. Посадка с убранными шасси в испытательном полёте. После ремонта вернулся на базу в Жуковском 29 декабря 2013 года.

 

12 июля 2018 года. Посадка на аэродроме Раменское с невыпущенными шасси после завершения испытательного полёта.

 

10 октября 2018 года. Выкатывание за пределы ВПП аэропорта Якутск (разрушена стойка шасси). Борт списан.

 

6 февраля 2019 года. Столкновение с мачтой освещения при рулении к месту стоянки в аэропорту Домодедово. Причины устанавливаются.

 

По данным Межгосударственного авиационного комитета

516
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.