Не диагноз, а призвание

№34 (569) от 26 августа 2008 г.

Галина Щекина во время встречи с вологодскими читателями: о своей книге автор говорит очень эмоционально. | Фото Наты Сучковой

«Я несканно рада, что попала в длинный список. Для меня это большой шаг вперед. Были и слезы, но это от счастья», — рассказывает Галина Александровна. Вместе с Щекиной «шагнула» и все вологодская литература, ведь «Русский Букер» — это главная литпремия страны. Ее лауреатами в разные годы становились, к примеру, Булат Окуджава и Владимир Маканин, Людмила Улицкая и Ольга Славникова. В этом году конкуренцию Галине Щекиной составили и литературные «звезды» (Виктория Платова, Михаил Липскеров и др.), и пока не столь известные, но уже напористые авторы.

Награды и преграды В 2008 году впервые в истории премии в конкурсе участвовало рекордное количество авторов — всего 91 человек. Сквозь сито жюри до длинного списка добралось 23 произведения, среди них и «Графоманка» Галины Александровны. Шорт­лист из шести фамилий объявят 2 октября, а победителя назовут 3 декабря. Каждый финалист получит 2000 долларов США, а лауреата наградят премией в 20 000$.

Галина Александровна смотрит на свои шансы попасть в шортлист весьма скептически и говорит, что преграды создала себе сама. Автор перечислила свои опасения: «Могут придраться, что «Графоманка» не новый роман, а 1996 года. Кроме того, в книге, вышедшей в 2008 году, «Графоманку» я назвала повестью, а предпочтение отдается все­таки романам, и хоть границы достаточно призрачные, это важно».

Поскольку в «Графоманке» ярко прослеживается жизнь именно провинциального города и легко угадывается Вологда девяностых годов XX века, Галина Щекина переживает, что в вину поставят локальность конфликтов и тем. «И еще одна причина — менталитет у нас такой, что не любят премии женщинам давать. Кроме того, я считаю, мой уровень еще не достаточно высок», — критикует себя Галина Александровна. Однако пока жюри «Русского Букера» считает иначе.

Авторская параллель «Толчок к написанию «Графоманки» был дан моей безработицей и невостребованностью в 90-е годы», — рассказывает Галина Щекина. Главную героиню — вологодскую писательницу Ларичеву — она буквально «списала» с себя.

Ларичева работает в статотделе. Галина Щекина, экономист по образованию, также по роду профессии ближе к цифрам, чем к слову. Героиня замужем и воспитывает двоих детей — у Галины Александровны детей трое. Ларичева мечтает стать писательницей и обрести душевное, а не житейское счастье. Через тернии к карьере писателя шла и автор.

В «Графоманке» со знанием дела описана удушающая атмосфера общества, в котором любой рывок из схемы «работа — семья» считается бабской блажью, любая попытка проявить себя в литературе заранее расценивается как нечто смешное и непотребное. Героиня «ломается» и бросает писать.

«Вот в этом и разница между нами: Ларичева сломалась, а меня свернуть не так­то просто», — говорит Галина Александровна. В отличие от своего персонажа она стала признанным автором. Галина Щекина продвигает молодых авторов, участвует в литературных конкурсах, публикуется как в «бумажном» варианте, так и в Интернете, а в ближайшем будущем планирует написать два романа. О любви.

P.S. Вологодские школьники не младше 8 класса смогут заниматься у «букеровского» номинанта в студии «Лист». Организационное собрание — в первое воскресенье сентября на Торговой площади, 3, в библиотеке «Северной Фиваиды».

Цитаты из книги — Мам, тебе дядька писатель задал урок? Не слушай его. — Да, почему? — Вот ты напишешь, тебя в чтение вставят. А я потом учи, была охота! Я и так ума рехнусь, сколько писателей в хрестоматии. И ты туда же! Отрывок из диалога Ларичевой с дочкой, глава «Что отдать Отчизне»

*** — Забуга, ты бы могла по-служить в разведке? — За сколько? — За так. Во имя и на благо. — Фу. А как насчет Штирлица? Штирлиц там будет? Ведь я женщина, и ничто мужское мне не чуждо. Беседа с подругой Забугиной, глава «Скромное обаяние Забугиной»

*** «Весь город давно буквы забыл, и Ларичева забыла, это все от газа, который копился в домах». Глава «Закалка сердца: Она молчала, болото пело»

«Сидишь, сидишь не думаешь ничего. Раз думнешь, и то нехорошо — так говорил их идейный вдохновитель, белый старец, русский поэт. А что тут думать? Есть вещи, которые думой не одолеть, только если вставать, да идти». Глава «Следующий момент»

О «Графоманке» и авторе «Заслуга Галины Щекиной в том, что она рискованным и смелым заголовком подняла тему и практически авторским формированием литературного текста эту тему и закрыла». Сергей ФАУСТОВ, критик

«Отдельные главки «Графоманки» выполнены, на мой взгляд, просто виртуозно… Нисколько не жалею, что прочитала. Хотя мы преподаватели литературы, неблагодарные читатели современной прозы, так как непоправимо «испорчены» классикой». Татьяна РОЖКОВА, кандидат филологических наук

«То, что она лидер, для меня так же несомненно, как и то, что она — талантливая писательница, знающая, как и куда поставить слово в прозе… Именно такие личности, как Галина Щекина, не дают нашей литературе заснуть и свалиться с лавки». Евгений ПОПОВ, прозаик

«Остроумие, ирония и самоирония Галины Щекиной лишь выгодно оттеняют внутреннюю силу ее прозы». Эвелина РАКИТСКАЯ, член Союза писателей, член правления Иерусалимского отделения Союза русскоязычных писателей Израиля

45
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.