В приказном порядке

№36 (727) от 6 сентября 2011 г.

По словам представителей администрации города, подобные мероприятия проводились раньше и будут проводиться впредь. | Фото Леонида Баланова

На вологодских улицах снимают вывески с магазинов.

По мнению городских властей, любая попытка бизнесменов назвать свою торговую точку красивым словом или даже обозначить, что именно там продается, — это реклама, поскольку привлекает внимание. А рекламу нужно согласовывать и за нее нужно платить... Бизнес негодует, но пока поле битвы — за администрацией. Так, 31-го августа практически «облысела» центральная часть города — улица Мира.


Диалога не получилось

«Нашей улицей власти давно не интересовались, — говорит предприниматель Леонид Баланов, который содержит фотоателье на Мира с 1994 года. — И вот некоторое время назад по центру прошел мэр — и нас, предпринимателей, вызвали на совещание. Мы спросили, что от нас требуется, а нам ответили: мы еще посмотрим, каждому сделаем замечания индивидуально и напишем письма. Вдруг спустя еще несколько дней на Мира появляется Юрий Смола (референт заместителя главы города — начальника Департамента градостроительства по вопросам дизайна и городской среды. — Прим. ред.) в сопровождении полиции.

Он заходит в магазины и объявляет: если мы не демонтируем рекламные конструкции в течение суток, то их у нас сорвут принудительно, вдобавок мы получим штрафы до 70 тысяч рублей».

Директор магазина «Рикторг» Любовь Попова и собственник магазина «Аленький цветочек» Галина Карандеева буквально собой закрывали подходы к магазинам, чтобы не допустить демонтажа. У Поповой стаж работы в торговле — 46 лет, у Карандеевой — 45. Они уверяют, что привыкли согласовывать с законом каждый свой шаг и все эти годы не имели нареканий к своей работе, а теперь в одно мгновение оказались на положении преступниц, к которым ходят с милицией и МЧС. «Вывеска «Аленький цветочек» существует с 1993 года, — говорит Галина Акиндиновна. — Здание является собственностью ООО «Детский мир» с 2003 года, а поскольку оно нам досталось в аварийном состоянии, в 2005 году была проведена реконструкция магазина на собственные средства. Это памятник архитектуры, его проектирование, внешний вид и технические характеристики утверждались Министерством культуры, и вывеска на фасаде «Аленький цветочек» — часть согласованного проекта».

1 сентября бизнесменов с ул. Мира снова собрали в администрации. «Мы так и не смогли добиться, чего же от нас теперь хотят, — рассказывает Леонид Баланов. — Диалога не получилось. Это обидно, потому что мы всегда исполняли то, чего от нас хочет город: положили брусчатку, содержим коммуникации, сделали световые короба над магазинами, чтобы улица освещалась... А теперь от нас требуют согласовывать рекламные конструкции, снимать световые короба, которые мы сделали опять же по требованию властей. Но нам не нужна реклама, нам нужны вывески: что где находится и в каком режиме работает».


Без лишних слов

Референт заместителя главы города — начальника Департамента градостроительства по вопросам дизайна городской среды Юрий Смола пояснил «Премьеру», что мероприятия по демонтажу незаконно установленных рекламных конструкций проходят в городе периодически. Так, 31 августа силами МЧС было демонтировано около 25 конструкций и примерно столько же сняли сами собственники.

По подсчетам городских властей, согласованных должным образом конструкций на ул. Мира — считанные единицы: аптека, туристическая компания... Начали работу по согласованию «Дом цветов», «Мегафон», «МТС».

Камень преткновения в этой ситуации — определения, что такое вывеска, а что — рекламная конструкция. «Предприниматели думают, что у них вывески, но никто не смог объяснить, что же такое вывеска с точки зрения закона, — говорит Юрий Смола. — Между тем на вывеске обязательно должна быть размещена следующая информация: фирменное наименование предпринимателя или юрлица, место нахождения и режим работы, для частных предпринимателей — указание ОГРНИП». К примеру, на магазине «Аленький цветочек» должно быть написано ООО «Детский мир».

Как пояснил Юрий Эдуардович, некоторое время назад ООО «Торговый дом», которое владеет супермаркетами «Золотой ключик», пыталось доказать, что название их торговых точек — не реклама, но Федеральный Арбитражный суд не поддержал точку зрения бизнеса и дал по этому поводу исчерпывающие разъяснения. «Наличие названия автоматически делает вывеску магазина или учреждения сферы услуг рекламой, поскольку это не идентификация с владельцем, а привлечение потребителей, — говорит Юрий Смола. — В данном случае «фотография», «ремонт обуви» — это реклама, так как сообщают информацию неопределенному кругу лиц, привлекает внимание».

Таким образом, понятно, отчего надпись «фото на документы» у входа к предпринимателю Баланову была сочтена рекламной. По логике мэрии там должно быть: «ИП Баланов, адрес регистрации, режим работы...» Между тем в случае с магазином «Рикторг» такое объяснение не вполне подходит. «Когда администрация предложила убрать рекламные конструкции, мы были спокойны, — рассказывает директор ООО «Рикторг» Любовь Попова. — У нас над входом просто написано «Рикторг», в соответствии с наименованием организации, а род деятельности не указан... Но нашу вывеску тоже назвали рекламной конструкцией!» Зная, что название магазина может быть снято и ночью, Любовь Александровна наняла охрану, а те ее коллеги, кто не предпринял мер предосторожности, поутру об этом пожалели...

«Премьер» поинтересовался у Юрия Смолы, не возникнет ли в таких ситуациях неразбериха среди потребителей, которые не смогут понять, какого рода деятельностью занимаются указанные на вывесках ООО или ИП? Юрий Эдуардович ответил, что в данном случае сработает закон рынка: когда бизнесмены поймут, что их бизнесу не хватает внимания потребителей, они почувствуют необходимость не только в вывеске, но и в полноценной оплаченной рекламе.

Ольга Ильинская


Другая точка зрения

На 8 сентября назначено судебное заседание между городской администрацией и областным Управлением федеральной антимонопольной службы о признании незаконным ее постановления об одной из городских вывесок, которую мэрия сочла рекламой.

УФАС, в ведении, в том числе, которой контроль за соблюдением закона «О рекламе», в своих действиях руководствуется письмом руководителя своего ведомства от 23 июля 2009 года. В данном документе указано, что «юридические лица могут использовать для индивидуализации принадлежащих им... предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями...» По мнению ФАС, «не подпадают под понятие рекламы размещенные в месте осуществления юридическим лицом своей деятельности коммерческое обозначение, а также профиль деятельности организации и вид реализуемых товаров, оказываемых услуг».


Комментарий

Управляющий ТЦ «Прага» Александр КАЧАЛОВ:

— Мы пытались привлечь Юрия Смолу к уголовной ответственности. Так, 19 марта 2010 года люди под его руководством вывозили с территории ТЦ «Прага» рекламные штендеры, ссылаясь на постановление городской администрации №434 от 24.02.2010. А мы, размещая рекламные штендеры, руководствовались решением Вологодской городской Думы №185 от 22 декабря 2004 года, п. 4.4. Впоследствии постановление было отменено, а новое еще не вышло, поэтому при размещении штендеров руководствовались разъяснением ФАС.

Прокуратура отказала нам в возбуждении уголовного дела о самоуправстве и превышении должностных полномочий, сообщив, что действия Смолы регламентирует Постановление №434. Областная прокуратура оставила решение городской без изменений.

Тогда мы написали в вышестоящие инстанции. И тогда уже из городской прокуратуры пришел ответ, что Постановление №434 противоречит федеральному законодательству, которое не дает мэрии прав устанавливать требования к внешнему виду средств наружной рекламы и их установке. Главе города было вынесено представление об устранении нарушений закона. Нам сообщили, что УВД снова отказало в возбуждении уголовного дела против Юрия Смолы, но это решение было признано прокуратурой незаконным и необоснованным. А потом ситуация пошла «по кругу», в итоге Смола так и не был привлечен к ответственности.

31 августа наши арендаторы сами сняли с фасада вывески.


Проверка слуха

Выкрасить и выбросить?

По Вологде ходят слухи, что улица Мира будет оформлена в «купеческом стиле».

Особенно волнуются те предприниматели, которые продают товар, имеющий фирменный товарный знак, не подлежащий изменению. По нашим данным, претензии уже высказывались к сине-белому оформлению брэнда «Нокиа». «Говорят — цветовая гамма не соответствует архитектурному облику города», — рассказывают в ТЦ «Прага». Марки, оформленные в красной, желтой цветовой гамме, тоже не вписываются в исторический центр…

После того, как подавляющее большинство вывесок или, по мнению городской администрации, рекламных конструкций, исчезло с ул. Мира, многие волнуются, что информацию о каких-то товарах будет уже просто не вернуть обратно из-за ужесточившихся требований к архитектурному облику города…

Тему для бурных дебатов дал визит на ул. Мира главы города Евгения Шулепова. Он предложил воссоздать присутствовавший здесь в начале века купеческий стиль, чтобы сохранить традиционное оформление центральной улицы города. «Впечатление (от вида ул. Мира. — Прим. ред.) — тревожное, — пишет глава в своем блоге. — Несанкционированные рекламные вывески, самострой, «кричащая» раскраска фасадов зданий… До 1 октября дал поручение привести в порядок фасады домов — все не отвечающие архитектурным нормам «украшения» магазинов в центре следует убрать».

В качестве ближайших будущих планов глава отметил введение понятия «архитектурный облик здания» и «цветовой паспорт здания». Соответственно арендаторы и собственники будут должны придерживаться утвержденных властями цветов.

«Некоторые ярые критики нашего города в Интернете уже расценили это как «давление на малый и средний бизнес», — пишет Евгений Шулепов. — Готов поспорить. Если это и «давление», то на безвкусицу и беспардонность, с которой обращаются с Вологдой иные очень уж деловые люди».

Пока не подтверждаются слухи о том, что для сохранения исторического облика города желательно, чтобы окна и двери в магазинах на ул. Мира были не пластиковыми, а деревянными…

Ольга Ильинская


Защита от взлома личных данных - приоритетный вопрос на сегодняшний день. Лучшая антивирусная защита информации - залог качественной работы и долголетия техники.
53
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.