Пешком по области

№41 (938) от 20 октября 2015 г.

Сокольская автостанция (двухэтажное здание справа) закрыта с 1 октября, билеты на автобус теперь можно купить в маленьком деревянном домике диспетчерской (слева). | Фото Алексея Анатольева

Вологодчину ждет транспортный коллапс. Если автобусные перевозки в регионе не спасти сейчас, через два года ситуацию будет уже не исправить, уверены в областном отраслевом профсоюзе.

Практически все предприятия сферы находятся либо в тяжёлом финансовом положении, либо в предбанкротном состоянии. Радикально изменить ситуацию может только бюджетная поддержка.

Последний раз автобусные пассажирские предприятия получали ее в 2012 году, несмотря на то что и сейчас продолжают возить людей по регулируемым тарифам ниже себестоимости.


Экономия на всём

В этом году общественность области всколыхнули как минимум два события. В июне прекратило своё существование МУП «Кирилловское ПАТП», которое, кроме обслуживания маршрутов, управляло местной автостанцией. 9 сентября предприятие было признано банкротом из-за долгов всего лишь в 341 тысячу рублей. С 31 августа перевозки были восстановлены, но теперь ими занимается местная турфирма.

А с 1 октября закрылась автостанция в Соколе. Ее обслуживало ГП ВО «Дирекция по организации автобусных перевозок». «Это была даже не автостанция, а контрольно-кассовый пункт с залом ожидания, — объясняет директор предприятия Михаил Янин. — Теперь его работу организует ООО «Спецтранс», разместив точку продажи билетов в своём здании — это буквально соседний дом. Люди не пострадают, просто пункт перенесён в другое место».

Главной проблемой для Дирекции стала невозможность содержать здание, из-за которого предприятие терпело каждый год убытки около миллиона рублей: цена обслуживания здания в Соколе сопоставима с затратами на содержание вологодского автовокзала, хотя в Вологде пассажиропоток больше в восемь раз, а выручка — и вовсе в 15-20. Дороже всего обходится отопление, водоснабжение и уборка территории. Теперь здание станции будет законсервировано.

По оценке Михаила Янина, изменения с обслуживанием пассажиров в Соколе произошли достаточно плавно. В отличие от Кириллова, там поблизости находится торговый центр, где можно скоротать время. К тому же интервалы между рейсами в Соколе невелики, а перевозчики зачастую подают автобусы на посадку заранее. Поэтому в большинстве случаев необходимости находиться в зале ожидания нет.

В ближайшее время обещают установить уличный павильон, закрытый от дождя и ветра. «Сейчас мы просто предоставляем помещение для мам с маленькими детьми и пожилым людям», — пояснил директор ООО «Спецтранс» Виктор Тульников.

Но главной проблемой сокольских транспортников, так же, как и их коллег со всей области, остаются нелегальные и полулегальные перевозчики. «Если бы 80% пассажиров пользовались автобусами, работающими по всем правилам, а не уезжали с нелегальными перевозчиками, можно было бы работать без убытков, — убеждён Виктор Тульников. — Но сейчас нелегальные перевозчики увозят около 60% общей выручки».


По дороге к краху

По мнению главы областного профсоюза транспортников Юрия Тадлова, ситуация в отрасли критическая. Субсидий предприятия не получают почти три года, а цены держат на социальном уровне. В итоге несут «не совместимые с жизнью» убытки.

«Опыт показывает, что без субсидий пассажирскому транспорту не выжить, при условии сохранения социальных тарифов, — сетует Тадлов. — За последние год-полтора 7 муниципальных районных предприятий прекратили существование — это четверть из всех областных, которые работают по правилам. Ещё 1,5-2 года такой жизни — и все организованные перевозчики обанкротятся, останутся одни частники. Частнику же хорошо: с него никто ничего не требует, он захотел — поехал, захотел — нет».

На Вологодчине есть целые районы, где вообще не осталось регулярных маршрутов — ни внутренних, ни межрайонных. «Ряд муниципальных образований полностью перешли на заказные перевозки, — говорит Юрий Тадлов. — Перевозчики ищут, как уменьшить расходы. Кроме сокращения откровенно убыточных маршрутов, они отказываются и от зданий, где раньше находились автостанции».

Глава областного профсоюза транспортников приводит в пример Никольск, где предприятие еще работает, несмотря на все проблемы. «Если в прежние времена из Вологды в Никольск ходил каждый день только один автобус на 45 мест, то сейчас ежедневно на этом направлении работает до 40 нелегалов, и в каждом транспортном средстве от 10 посадочных мест, — объясняет он. — Нелегалы курсируют через каждые полчаса и ездят по тем же регулярным маршрутам, фактически обирая транспортные предприятия».

Директор и основной владелец ООО «Никольское АТП» Юрий Лешуков считает, что существование предприятия можно гарантировать только до Нового года, а что будет дальше — неизвестно. Автостанции в городе больше нет — остался только кассовый пункт и небольшой зал ожидания, но их скоро тоже придётся закрыть.

«Все тарифы регулируются разными уровнями органов власти и они всегда утверждаются на пороге ниже экономически обоснованного, — рассказывает он. — Финансовой поддержки со стороны района нет с 2009 года, в 2012 году прекратились субсидии со стороны области, нам каждый год обещают их восстановить, но никакой помощи нет до сих пор. Я мог сразу закрыть предприятие, но разве могу бросить наших пенсионеров? К тому же у меня работают хорошие добросовестные водители. Где бы я их потом искал?»

До 2012 года Никольское АТП выполняло 16 внутрирайонных маршрутов, сейчас осталось два. Пока ещё сохраняются 4 междугородных линии и 2 внутригородских. Тарифы в несколько раз отстают от экономически обоснованного тарифа. И все шесть линий тоже приносят убытки.

«Все эти годы мы постоянно обращались в органы власти всех уровней, но понимания не нашли, — поясняет Юрий Лешуков. — Я давно залез в долги и не вижу перспектив. Наверное, нужно закрываться...»

Владимир Пешков


Только факты

Изначально автостанции находились в каждом райцентре, и каждая из них была в ведении местного автотранспортного предприятия. По мере ухудшения финансового состояния АТП закрывались, соответственно, закрывались и станции. Часть автостанций не прошли лицензирование по требованиям антитеррористической безопасности — с этим связано их массовое исключение из реестра в 2013 году.

Все автовокзалы и автостанции включены в специальный реестр Федерального дорожного агентства. Сейчас в нём содержится информация о работе 2 автовокзалов (Вологда и Череповец) и 10 автостанциях (Верховажье, Кадуй, Кичменгский Городок, Липин Бор, Сямжа, Тарногский Городок, Тотьма, Устюжна, Чагода и Шексна).

Сокольская автостанция исключена из реестра в ноябре 2014 года. В феврале 2015 года исключены еще три — в Белозерске, Грязовце и Кириллове.

Автовокзалы и автостанции Вологодчины (jpg, 219 КБ)

58
0
Похожие статьи
  • 16 мая' 17 | Экономика

    С 1 июня ветераны Великой Отечественной войны смогут бесплатно ездить на общественном транспорте Вологды.

    59
    0
  • 12 декабря' 17 | Экономика

    Такое решение на минувшей неделе принял Арбитражный суд Вологодской области.

    495
    2
  • 08 августа' 17 | Происшествия

    В Соколе, подавившись таблеткой, погибла 4-летняя девочка.

    63
    0
  • 02 ноября' 17 |

    Детскую площадку «Сказка» в Соколе, в ремонт которой было вложено почти 7 миллионов рублей, опять ремонтируют.

    274
    0
  • 08 марта' 18 | Своё — родное

    Какие только названия не присваивали этому городу!  Его называли городом бумажников, городом лесников, лесопромышленным центром, а многие до сих пор гадают, почему третий по величине райцентр Вологодской области  был назван Соколом

    449
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.