В Казани начали требовать QR-коды для проезда в общественном транспорте

08 декабря' 21 | Telegram

Канал «Шалтай-бабай», 23 ноября

22 ноября надолго запомнится казанцам. Начало проверок QR-кодов привело к транспортному коллапсу в городе – на линии встали автобусы, троллейбусы и трамваи. В одних случаях причиной остановки стали непривитые граждане – их приходилось выдворять из салона, в других кондукторов подвела техника – выданные персоналу дешевые китайские смартфоны не справляются со своей задачей, они плохо считывают QR-коды пассажиров.

Председатель Ассоциации транспортных предприятий Татарстана Сергей Темляков так прокомментировал СМИ скандальную ситуацию на остановках. «Перевозчики готовы везти всех, но мы не можем, потому что есть постановление правительства РТ и штрафы», – объяснил он. По его словам, если обнаружится, что в автобусе едет человек без кода, АТП могут оштрафовать на сумму до 500 тысяч рублей. Если будет, например, четыре «безкодных» пассажира, соответственно, это уже четыре штрафа.

«То есть проще остановиться и не ехать, чем работать на штрафы», – отметил Темляков. Также он рассказал, что пассажиры срывают злость на работниках АТП. Например, кондуктору 43-го маршрута сломали нос, его госпитализировали на скорой. У одного из пассажиров тот выявил поддельную социальную карту, и мужчина напал на него с кулаками. Председатель ассоциации не стал скрывать, что наблюдается снижение пассажиропотока: «Уже сейчас видно, что стало меньше народа в автобусах».

Эксперимент с тотальной QR-кодизацией общественного транспорта в Казани оказался неподготовленным, а первый день стал провальным. Народ, которому нужно ехать, выкручивается, как может. Те, у кого нет заветного кода, придумали новый способ передвижения – они пересаживаются с одного автобуса на другой, пока не доедут до работы. Кроме того, в «Телеграме» создана группа «Попутка Казань», число участников которой уже перевалило за 4 тысячи. Кооперация по-казански, так сказать. Люди подвозят друг друга по пути на работу или куда-либо. Или бесплатно, или за символические деньги на бензин. А цены на такси выросли вдвое. Проехать с Горок в центр стоит порядка 400 рублей.

«Если введение QR-кодов пройдет более-менее спокойно, татарский опыт будет распространен и на другие регионы, включая Москву. На сайте «Мосгортранса» уже появилась вкладка, разъясняющая, как пользоваться цифровыми пропусками в столичном метро и на остальном транспорте. Однако коллапс всё равно может возникнуть, если системы начнут сбоить. Такую медлительность нельзя позволить на общественном транспорте в крупных городах, таких как Москва, Казань и других городах-миллионерах…» – комментирует ситуацию политолог Илья Гращенков.

Эксперт предупреждает, что если такие ограничительные меры сработают плохо, это неминуемо приведет к многочисленным конфликтам, а также резкому росту недовольства по отношению к власти: «Собственно, если эксперимент будет признан неудачным, то федеральный центр сам может попросить регион отменить его исполнение. Если последствия возможного провала будут слишком резонансными, то вся полнота ответственности может лечь на власти республики…»

К сожалению, все новые нормы общественного поведения воспринимаются населением крайне настороженно. И не только в России. Введение Правил дорожного движения в Лондоне в свое время привело к массовым протестам (не среди автомобилистов, тогда их было слишком мало). Фотографирование на паспорт (началось в XX веке) тоже отрицалось: люди боялись похищения таким образом души. Или же пример с ИНН.

В начале двухтысячных годов подозрительные обыватели указанный там номер приравнивали к «числу Зверя» и призывали не соглашаться его оформлять. Сегодня никто и не помнит о подобном суеверии. То, что кьюар-код кем-то воспринимается как вторжение в личную свободу, уже через несколько лет наверняка будет восприниматься как совершенно естественное дело.

Этот материал вышел в номере газеты «Премьер – новости за неделю» от 30 ноября 2021 года

66
0
Похожие статьи

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.