Владимир Пешков

e-mail: vladimir.peshkov@yahoo.com

О гармонии с гармонью

№12 (1113) от 26 марта 2019 г.

Геннадия Гребенщикова выделяет среди музыкантов то, что он и играет, и поёт, и сам пишет песни. | Фото Владимира Пешкова

Один из ведущих вологодских гармонистов Геннадий Гребенщиков считает, что у его увлечения большое будущее.

Сам себе учитель

Так вышло, что из уроженцев Вологодской области наиболее известные гармонисты — тарногский коллектив «Братья Никулины». Геннадий Гребенщиков — их земляк, взявший гармонь в руки в 4-5 лет. Тогда гармонистов на селе было не много и не мало, но и удивить ими вряд ли кого-то было можно. Вариантов, чем себя занять в северной деревне середины XX века, было не так и много: электричества не было. Кто-то слушал патефон, кто-то играл в карты, а кто-то — на гармони.

«Меня отправляли из деревни Шевелёвской, где жила наша семья, в деревню Андреевскую в магазин. А там жил гармонист Николай Пименович. Он сидел на крыльце своего дома, играл, и, надо сказать, играл очень неплохо. Когда я проходил мимо, то забывал, куда шёл, стоял и слушал, и только когда он заканчивал, я вспоминал, куда и зачем шёл», — вспоминает Геннадий Дмитриевич.
Первые уроки игры на гармони наш герой получил на инструменте своего дяди Феликса. В то время никто этому специально не учил, все перенимали приёмы и манеру игры, подглядывая друг за другом. Когда выяснилось, что маленький Гена научился уже вполне прилично играть, его тётушки скинулись и подарили новую гармонь тульского производства. «Но она была очень высокого тембра, писклявая, а я люблю тембр пониже», — рассказывает вологжанин.

«Ещё когда я, сидя на табурете, не доставал ногами до пола, меня начали водить по юбилеям играть, а пока играешь, они и поплясать могут, — говорит Геннадий Гребенщиков. — Играть приходилось очень подолгу, пока все не напляшутся, нужно подстроиться под каждого: кто-то так просто топчется, ногами перебирает, а кому-то нужен был совсем быстрый ритм. Бывало так: играли по очереди, я был вторым или третьим. А потом вдруг я стал играть один. Возможно, из-за того, что я и играл, и пел, а если кто-то поёт, то и другим подпевать легче, ведь слова мало кто знает, а так подпевают хотя бы припев».

Две судьбы

Не выпускал наш герой инструмента из рук ни в школьные годы, ни даже во время службы в армии. А служил он в ракетных войсках, которые всегда были особенным родом войск. «В армии я гармошку нашёл в спорт­зале, обнаружил её в подсобке, — вспоминает Геннадий Дмитриевич. — Собиралось человек эдак пять увлечённых спортом, а я ведь штангой занимался, гирями. Позанимаешься — и за гармошку. Комнатушка там небольшая была, всё слышно было. Кстати, я по гирям был первым в бригаде, знал, что по результатам выигрываю соревнование, но дембель дали за два дня до соревнований, поэтому официально результат не зарегистрировали».

Как бы хорошо Геннадий Гребенщиков ни играл, но профессиональным музыкантом он не стал. После армии разве что поработал на родине несколько месяцев заведующим сельским Домом культуры. Но когда его во время посевной позвали поработать на тракторе, он почувствовал на собственном кармане, что зарабатывать музыкой ему не суждено: если в ДК он получал 70 рублей в месяц, то за месяц работы трактористом «набегало» целых 170.

"Бывало так: играли по очереди, я был вторым или третьим. А потом вдруг я стал играть один. Возможно, из-за того, что я и играл, и пел, а если кто-то поёт, то и другим подпевать легче, ведь слова мало кто знает, а так подпевают хотя бы припев".

Впрочем, была и ещё одна возможность. В какой-то момент в совхозе выбирали кандидата, чтобы отправить его учиться в Кирилловское училище культуры. Вариантов было два, и выбор остановили на совершенно другом человеке, который технически играл хуже, но в нём было больше задора. Да и речь шла о баяне, а не о гармошке, что не одно и то же.

Тем временем судьба агрария взяла своё: Геннадий Дмитриевич уехал учиться в Вологодский молочный институт, после которого поступил на Вологодскую опытную мелиоративную станцию. Работа была рутинной, приходилось ремонтировать несметный парк тракторов и сеялок, организовывать мелиоративные работы на полях, брать повышенные обязательства. В регионе как раз заработала программа развития Нечерноземья, и работы у всех было вдоволь. «Гармошка всегда была неотъемлемой частью меня: играл на всех юбилеях, праздниках, свадьбах. Потом встретил «Вологодскую гармонь» и уже два десятилетия участвую в этом коллективе», — рассказывает музыкант.

Эпоха музыки

После нескольких лет упадка творческие коллективы гармонистов вновь начали развиваться. По мнению Геннадия Гребенщикова, это может быть связано с циклами развития страны. Он убеждён, что интерес к гармони растёт тогда, когда жизнь людей улучшается и у них появляется желание жить весело. Напротив, в мрачные кризисные 90-е не было места и для традиционных гармонных наигрышей, тогда даже позакрывались вологодские баянные фабрики. С другой стороны, большую роль в популяризации инструмента сыграла и популяризаторская деятельность Геннадия Заволокина.

Рост интереса к гармони коллектив Геннадия Гребенщикова чувствует на себе. «В 2018 году было 55 выступлений, и не только в Вологодской области, но в Ярославской, Архангельской… График выступлений расписан на месяцы вперёд», — рассказывают участники клуба «Вологодская гармонь». В коллективе есть и гармонисты, и хор. Они исполняют и сольные номера, и дуэты, и песни, и частушки. Причём Гребенщиков сочиняет песни и сам: недавно написал песню на стихи автора известной песни «Широка страна моя родная» Василия Лебедева-Кумача. Есть целый цикл песен на стихи вологодской поэтессы Капитолины Большаковой, которая долгие годы была участницей клуба.

«Бывают и накладки, приходится отказываться от выступлений, — подчёркивает Геннадий Дмитриевич. — К примеру, бывает так, что на один и тот же день приглашают в три разных района — у одних праздник лодки, у других — праздник печки, у третьих — праздник липы. Всё идёт довольно интенсивно. В Вологде будет отчётный концерт в апреле. Часто выступаем на улице, вполне можем и без сцены, встаём в кружок, начинаем играть и петь, а вокруг толпа собирается».

177
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.