Владимир Пешков

e-mail: vladimir.peshkov@yahoo.com

С Вологдой в сердце

№6 (1107) от 12 февраля 2019 г.

Елена Никитина не только практикующий архитектор-реставратор, но и педагог. | Фото Владимира Пешкова

Сохранить архитектурное наследие областного центра призывает реставратор Елена Никитина — автор проекта памятника первому в городе столбу электрического освещения.

Елена Никитина в январе отметила своё 65-летие. Свое­образным подарком к юбилею известного вологодского архитектора-реставратора стало утверждение в конце декабря прошлого года проекта границ территории и предмета охраны исторического поселения Вологды. В его создании она принимала непосредственное участие как один из авторов и руководитель авторского коллектива.

Больше 20 лет Елена Михайловна преподаёт на кафедре архитектуры и градостроительства ВоГУ. Порой он даже водит «архитектурные» экскурсии по городу для студентов и дошколят, чтобы они почувствовали исторические здания и полюбили их.

От Баку до Вологды

Елена Никитина родилась в Ленинграде. Отец был военным, поэтому семья много переезжала. «Самые яркие воспоминания из моего детства связаны с Баку. По большим праздникам накрывали столы на весь огромный двор, каждый приходил со своими стульями, со своей едой. Парадное крыльцо детского сада, располагавшегося внутри двора, становилось импровизированной сценой, на которой выступала детвора. На спортивную площадку привозили кинопроектор-передвижку в грузовике и на большом выбеленном щите показывали кино для всего двора — тоже приходили со своими скамеечками. Это было потрясающе», — вспоминает она.

Обратно в Ленинград Елена Михайловна вернулась только тогда, когда решила поступить на архитектурный факультет инженерно-строительного института. Причём прошла туда по собеседование, не добрав одного балла по итогам экзаменов. По окончании вуза вместе с мужем попала по распределению в Вологду.

«Когда мы приехали в первый раз — «в разведку», познакомиться с городом, была глубокая зима, снег, сугробы, снеговые шапки на крышах. Город показался совершенно экзотичным: если Ленинград был суровым и строгим, то в Вологде — уютные деревянные дома с белыми кружевными занавесками, геранями на окнах, дымом из труб. Вологда очень понравилась: город цельный, патриархальный и очень приветливый. Правда, потом приехали в апреле, когда снег растаял… Впоследствии город многое утратил, но ещё есть за что ухватиться, исправить, переделать… Больше, к сожалению, утрачено. У меня есть с чем сравнивать», — рассказывает Елена Никитина.

Супруги Никитины приехали в Вологду, будучи не реставраторами, а архитекторами. Дело в том, что на реставраторов тогда нигде не учили, а становиться настоящими профессионалами приходилось на ходу, нарабатывая собственный уникальный опыт. Многое дали вологодские реставрационные мастерские, которые были одними из лучших в РСФСР.

 

Реставрация собора Петра и Павла подходит к завершению. | Фото Владимира Пешкова

Физики и лирики

Одним из проблемных объектов в творческой биографии Елена Никитиной стал дом Дмитревских, который в начале 1980-х перенесли с улицы Кирова на улицу Воровского. Она выполнила эскизный проект реставрации, но ушла в декретный отпуск и не смогла участвовать в авторском надзоре. В результате дом полностью изменился, причём в худшую сторону. Поэтому Елена Михайловна считает это своей болью и мечтает, что когда-нибудь зданию удастся вернуть первоначальный облик.

А вот главная гордость нашей героини — это поднятая из руин церковь Петра и Павла, которая находится в Вологде около городской больницы №1. Реставрация идёт на скромные частные пожерт­вования около десяти лет и вот уже подходит к концу. «Когда восстанавливают церковь, никто не ставит задачу увеличить площадь, кубатуру или исказить проектные решения. Здесь коммерцией не занимаются. Практически все церкви являются памятниками федерального значения, а значит, более серьёзный надзор со стороны государства», — говорит Елена Никитина.
Главное, что удалось сделать вологодским архитекторам, несмотря на неравный бой с инвесторами и застройщиками, это сохранить в целом двухэтажный уровень городских фасадов.

Строительство в кирпиче с деревянной обшивкой, с одной стороны, много критикуют, но такой компромисс, по мнению Елены Михайловны, позволил хотя бы отчасти сохранить атмосферу города. Этот способ категорически недопустим для исторически ценных объектов. Плохо и то, что, когда застраивают участки, где сгорели (их сожгли!) деревянные дома, в новых зданиях нарушают общие пропорции, пропорции окон, карнизов, угол наклона крыш, рисунок резьбы, вырастают большие цокольные этажи.

Кроме того, Елена Никитина создала проект одной из самых любимых вологжанами скульптур — памятник первому в городе столбу электрического освещения, к которому пристроилась собачка. Теперь вологжане назначают встречи не у пешеходного моста, а около собаки. Ходит молва, что Елена Михайловна недолюбливает этот объект. «Отчего же? Я очень его люблю, но не очень афиширую своё авторство. Когда ко мне подходят мои студенты и спрашивают, я всегда сознаюсь».

 

«Собака» давно стала одним из неофициальных символов Вологды. | Фото Владимира Пешкова

Такой город в России один

Документ под названием «Проект границ территории и предмета охраны исторического поселения г. Вологды» правительство области утвердило 25 декабря минувшего года. Елена Никитина работала над проектом около двух лет. Большая часть этого времени — обсуждения, различные экспертизы, публичные слушания, презентации и, соответственно, внесение поправок, корректировка по замечаниям различных инстанций, так что это коллективный труд. Согласно документу, теперь в городе охране подлежат не только отдельные объекты культурного наследия, но и целый комплекс других элементов. Это вся объемно-пространственная структура города: и городской ландшафт, и система доминант, и взаимосвязи между ними, и контур панорам, силуэт застройки.

«Вологда по-прежнему очень многообразна, хотя огромный пласт исторического архитектурного наследия безвозвратно утрачен, — подчёркивает Елена Михайловна. — Возможно, теперь у нас есть повод и возможность исправить ошибки прошлых лет. В документ входит типологическая классификация традиционной вологодской застройки, в частности, и деревянной. К сожалению, в городе появилось слишком много зданий, имитирующих историчность, но не характерных для нашей Вологды. Кроме того, в предмет охраны заложены требования сохранения ценных городских панорам и видовых точек, для чего регламентируется высотность современной застройки».

Главное, считает Елена Никитина, это сохранить в Вологде всё то, что отличает её на фоне других российских городов: «Александр Сазонов написал в своей книге, что такой город в России один. Я хочу, чтобы таким он и остался, единственным в своём роде. Сохранить статус исторического города — это сложно, но почётно для вологжан, привлекательно для туристов и при хорошем хозяйском отношении к своему архитектурному наследию гарантирует устойчивое развитие города».

 

178
0
Еще статьи этого автора
Похожие статьи
  • 13 марта' 19 | След в истории

    Услышав о первом полёте человека в космос, пожилая вологжанка Прасковья Матвеева не сразу поняла, что речь идёт о её родном племяннике — Юре Гагарине.

    138
    1
  • 18 июля' 17 | Культура

    Проект реконструкции промздания на грузовом причале в Шексне для музея Волго-Балта представят 22 июля вологодские архитекторы.

    128
    0
  • 27 февраля' 19 | След в истории

    Знаменитый авиатор, чей экипаж в 1937 году совершил первый в истории беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в США, в 12 лет постигал азы техники в Череповце.

     

    55
    0
  • 07 ноября' 18 | Социум

    В Вытегре на базе старого городского парка создали «музей цветущей поэзии Николая Клюева».

     

    151
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.